Учитель с учениками

 

Не зря в программе педагогического образования обязательными стоят 2 курса психологии – общая и возрастная. Педагог обязан найти с каждым общий язык, создать подходящую атмосферу для раскрытия способностей, заодно и для себя выработать линию поведения.

Учитель – вторая мама. Но не следует забывать, что на мам ложится масса обязанностей: научить, воспитать, в люди вывести, а не только по головке гладить. Состояться как учитель можно только любя детей искренне. Они, как индикаторы, реагируют на малейшую фальшь, замечают несоответствие слов и поступков.

Улыбаться им в глаза, а в спину осуждать не годится, потому настоящим учителем быть столь сложно: в каждого ученика вкладывается частичка собственной души. К сожалению, не всегда с ответной благодарностью. Непередаваемо сложно любить просто так, только за то, что они есть.

Ученик – это не только тот ребенок, который сидит на занятии. Вне учебного времени он – личность, зачастую – совершенно другая, нежели на уроке. У него свои интересы, увлечения, проблемы с друзьями и в семье.

Ученикам можно ненавязчиво дать понять, что они могут довериться вам. Часто они приходят за советом вовсе не к родителям. Подошли к вам – не нужно отмахиваться, ссылаясь на занятость. Иногда детям важно, чтобы их выслушали и поняли, а потом может быть поздно: или не придут, или проблема перерастет в необратимую.

Ученикам при общении важен прямой зрительный контакт. Обращаться к ребенку и смотреть при этом в сторону неприемлемо. В младшем возрасте детки еще любят и прикоснуться к учителю, не стоит за это ругать. Тактильные ощущения малышам необходимы для познания мира, вас – в том числе. Подрастут – станут более сдержанными, а пока могут подойти и обнять. Для ребенка это в порядке вещей, пусть вам и не очень нравится.

Увы, считается, что первейшее профессиональное качество учителя – строгость. Ее необходимость обусловлена потребностью заставить держать дисциплину и усваивать материал. А как быть с детьми, у которых непредвиденная реакция нервной системы на подобное обращение?

Все хорошо в меру, с учениками важно найти ту золотую середину, при которой отношения не выходят на уровень панибратских, но и не становиться причиной замкнутости и истерик после ваших повышенных требований.

С учениками важно взаимное уважение. Это на истоках школы к учителю требовали слепого повиновения, подчинения. Однако настоящий учитель тот, кто умеет признавать свои ошибки и не выкручивается, когда ученик заметил одну из них. Тот, кто способен похвалить за внимательность и знания, превысившие его собственные.

Ученики – народ любознательный. Они могут задать любой вопрос по любому предмету, сопутствующему или отвлеченному. Вам, как учителю, стыдно не знать ответа на вопрос, пусть иногда и провокационный. Нужно уметь с достоинством выйти из ситуации. Если уж не знаете чего-либо, честно в этом признаться и постараться восполнить пробел. Учитель, не занимающийся самообразованием – слабый специалист.

Учителю нужно уметь гасить конфликты в зародыше. Для этого тоже понадобится знание психологии, коммуникативных навыков, а ученики конфликтуют чаще, чем хотелось бы взрослым.

Сомнительные ситуации стоит иногда перевести в шутку юмора. Ученики ценят преподавателей с чувством юмора намного больше, чем без оного.

Во всем стоит подавать ученикам пример. Как можно требовать от детей ходить в форме, если самому не соблюдать дресс-код? Или выполнять домашние задания, если учитель не готовится к занятиям, прятать мобильный телефон на уроке, если учитель разговаривает по нему на отвлеченные темы пол-урока?

На подсознательном уровне ученики считают, что учитель непогрешим, в младшей школе еще и копируют манеру поведения. Не знаете, как вести себя с учениками? Посмотрите на себя со стороны. И станет видно, что подкорректировать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика