Развитию научных кадров Китая

В докладе ЦК XII съезду КПК ключевым звеном программы «четырех модернизаций» была названа «модернизация науки и техники». Практически сразу после съезда в октябре 1982 г. на одном из совещаний по развитию науки и техники, Чжао Цзыян охарактеризовал существовавшую систему научно-исследовательский и опытно-конструкторской работы (НИОКР), как неэффективную и подлежащую реформированию по 3 основным направлениям.

Создание центров технического развития, ориентированных на современные виды техники и технологий; создание технических центров при крупных специализированных компаниях; установление прямых связей между научными организациями и предприятиями на договорной основе. Для укрепления связей науки с производством в 1984 г. Госсоветом КНР было принято решение о создании рынка научных и технических достижений и проведении конкурсных отборов в организации для выполнения работ по НИОКР с последующей продажей их результатов.

В развитие этого курса ЦК КПК в 1985 г. принял два документа «Решение о реформе системы науки и техники» (13 марта 1985 г.) и «Решение о реформе системы образования» (27 мая 1985 г.). Первое стало результатом Всекитайского рабочего совещания по науке и технике (2–7 марта 1985 г.), определившего их новое место в экономике. На нем было подчеркнуто, что экономическое строительство должно опираться на науку и технику, а они, в свою очередь, должны ориентироваться на экономику. В соответствии с этим решением научные организации и конструкторские бюро могли самостоятельно выбирать направления исследований, обращаться в различные фонды за финансовой поддержкой, приветствовались и поощрялись коммерциализация исследований и сотрудничество научно-исследовательских организаций и предприятий. После этого в Китае постепенно стал создаваться рынок технических разработок, были приняты положения, регулирующие функционирование рынка технологий. 15 мая 1985 г. в Пекине открылась первая Всекитайская ярмарка технологий, в ходе которой были заключены контракты на 8 млрд юаней.3 марта 1986 г. четверо ученых отправили Дэн Сяопину письмо, в котором обосновывали необходимость принятия долгосрочного плана развития научно-технических исследований. По его дате – 86 год 3-й месяц – он получил название «план 863». Основная идея плана состояла в том, что Китай должен иметь свою программу исследований в области науки и техники, которая позволит ему войти в число передовых стран мира по научно-техническим разработкам.

Появление такого плана было продиктовано новым витком научно-технологического соревнования между СССР и США, вызванного провозглашенной президентом США Р. Рейганом в 1983 г. программой «звездных войн». Слабость научно-технической базы и недостаток финансовых ресурсов не давали возможности Китаю на равных участвовать в мировой гонке научно-технических достижений. Поэтому было принято решение определить несколько наиболее перспективных направлений исследований. Сосредоточить на них человеческие и финансовые ресурсы, чтобы самостоятельно поддерживать и формировать мировой уровень научных исследований в этих областях.

С апреля 1986 г. Государственным комитетом по науке и технике и научно-инженерным комитетом по обороне началась подготовка «Тезисов к государственному плану развития высокотехнологичных исследований». К ним были отнесены 7 направлений: биологические, авиационные, информационные, лазерные, энергетические технологии и технологии в области автоматизации и материалов. С февраля 1987 г. этот план, рассчитанный на 15 лет, стал претворяться в жизнь и привел к целому ряду научных достижений и разработок мирового уровня.

Реформа науки и техники была тесно связана с реформой образования. После 3-го пленума (1978 г.) в сфере образования ситуация постепенно улучшалась, однако начальное и среднее образование продолжало оставаться на низком уровне, сильно отставала материальная база, не хватало учреждений профессионально-технического образования. Все эти выводы содержались в докладе о состоянии системы образования в Китае, подготовленном к Всекитайскому рабочему совещанию по вопросам образования. 19 мая на нем выступил Дэн Сяопин, который заявил: чем дальше, тем больше государственная мощь и развитие экономики Китая будут зависеть от качества рабочей силы, от количества и качества интеллигенции.

В принятом по итогам совещания была установлена задача постепенно перейти к обязательному 9-летнему образованию, ввести систему «сначала образование, затем трудоустройство», всемерно развивать техническое образование, ввести специализацию обучения со средней школы, повысить самостоятельность учебных заведений и постепенно ввести систему ответственности их директоров.

12 апреля 1986 г. четвертая сессия ВСНП 6-го созыва приняла «Закон КНР об обязательном образовании», который вводил обязательное 9-летнее образование и предоставлял возможность получения профессионального образования после неполного среднего образования. 10 сентября был объявлен Днем учителя.

В 1980 г. в КНР была учреждена собственная система подготовки научных кадров и ученых степеней, похожая на американскую систему. В мае 1983 г. состоялся первый выпуск специалистов, подготовленных по новым программам. 18 человек получили степень доктора, 15 тысяч – магистра и 32 тысячи – бакалавра. В аспирантуре продолжали обучение более 1000 человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика